Ислам появился в форме книги - Корана. Для мусульман Коран - Слово Божье на арабском языке, ниспосланное через АрхангелаГавриила Мухаммаду в форме Божественных откровений, которые Пророкпередал людям. Мусульмане считают, что Коран замещает ранние откровения- он является подведением их итогов и завершением. Коран есть последнееоткровение, а Мухаммад - "Печать Пророков". В истинном значенииэтого слова Коран является учителем для миллионов мусульман, какарабской, так и других национальностей. Он определяет их повседневнуюжизнь, обеспечивает уникальной правовой системой и дает вдохновениенаправляющими началами и принципами. Написанное возвышенным ивеличественным языком, Священное Писание не только приводит людей ввосторг и заставляет их плакать - на протяжении четырнадцати столетийоно освещает жизнь мусульман ярким светом послания, в которомутверждается единство Бога, праведный образ жизни, человеческоедостоинство, общественная справедливость и личная ответственностькаждого. Таким образом, Коран для миллионов людей является единственнойи важнейшей духовной силой, направляющей их жизнь в религиозной,общественной и культурной сферах. Священный Коран является краеугольнымкамнем, на котором построено здание Исламской цивилизации. ТекстКорана провозглашался Пророком Мухаммадом последователям по мере того,как ниспосылались откровения. Первые стихи открылись ему приблизительнов 610 году, а последнее откровение датируется 632 г. - последним годомего жизни. Вначале его последователи запоминали Коран наизусть, а затемпо наставлению Мухаммада стали записывать. Работа над полнымсодержанием Корана, расстановкой его стихов и классификацией глав беретсвое начало со времени Пророка. Поскольку Мухаммад получал откровенияна протяжении всей жизни, все части Священного Послания могли бытьокончательно собраны в единый свод - "между двумя обложками" - лишь ужепосле его смерти. После сражения у Аль-Йамамы в 633 году и трагическойгибели в ней многих сподвижников Пророка Омар ибн аль-Хаттаб, позжеставший вторым халифом, сообщил Абу Бакру, первому халифу, о том, чтосуществует реальная опасность потерять текст Священного Корана,хранимый правоверными мусульманами в памяти лишь разрозненными иотрывочными фрагментами. Абу Бакр осознал существовавшую опасность идоверил задачу собирания откровений Зайду ибн Табиту, которому, какглавному писцу Пророка, Мухаммад часто диктовал откровения в течениесвоей жизни. Несмотря на большие трудности, работа была завершена, ипервая полная рукопись была составлена из "кусочков пергамента, белыхкамешков - устричных раковин, безлиственных пальмовых ветвей". Позже вовремена третьего халифа Османа подготовка последнего подлинногоудостоверенного текста Корана была завершена в 651 году. С той поры онсохраняется в неизменном виде. Священный Коран отличается от Старого и Нового Завета как по форме, так и посодержанию. Вместо точного исторического повествования, присутствующего в Евангелии и исторических книгах Старого Завета, Коран в символическом и иносказательном стиле затрагивает духовные и материальные темы в той же степени, что и исторические. Коран делится на 114сур, или глав. Традиционно суры подразделяются на две большиекатегории: те, что открылись Пророку в Мекке, и те, что открылись вМедине. Мекканские суры - те, что были ниспосланы Мухаммаду в началеего миссии. Они, как правило, имеют небольшое число стихов; яркими исмелыми образами в них утверждается единство Бога, необходимость веры,наказание для тех, кто собьется с пути истинного, и Суд Божий, когдавсе дела и верования человека будут оцениваться по их достоинству.Мединские суры более длинны по своему размеру. В них в подробностяхрассматриваются конкретные правовые, социальные и политическиеситуации. Временами их правильное понимание доступно лишь при условииполного знания всех тех обстоятельств, что предшествовали откровению.Все суры поделены на аяты, или стихи. В учебных целях и целяхпубличного чтения весь Коран поделен на три части, которые в своюочередь делятся на небольшие разделы почти одинаковой длины. Посвоему размеру суры сильно отличаются друг от друга, колеблясь от самойдлинной - Суры №2, в которой 282 стиха, до самых коротких 103-й, 108-йи 110-й, каждая из которых имеет только три аята. За некоторымиисключениями суры расположены в Коране в зависимости от их размера:вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающимколичеством стихов. Главным исключением этого принципа являетсяоткрывающая сура Аль-Фатиха, которая содержит семь стихов и являетсявведением ко всему тексту откровения: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху - Господу [обитателей] миров, Милостивому, Милосердному, Властителю дня Суда! Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи: веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев , и не [путем] заблудших. Немусульманечасто поражаются тому разнообразию стилей, которое они обнаруживают вКоране. Эпизоды, впечатляющие красотой содержащихся в них образов,встречаются наравне с эмоциональными и энергичными повествованиями.Величественная сура "Трон" является одной из наиболее известных: Аллах- нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны надНим ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, чтона земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [закого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет послених. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Емуподвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он -Всевышний, Великий. Мусульмане считают, что Кораннельзя переводить, ибо язык, на котором было ниспослано откровение,неотделим от Послания, а потому мусульмане везде, вне зависимости оттого, какой язык является для них родным, должны учить арабский длятого, чтобы читать Священную Книгу и совершать молитвы. Конечно, Корандоступен на многих языках, но подобные варианты его текста считаютсяскорее толкованиями заключенных в нем смыслов, нежели переводом -отчасти потому, что арабский язык необычайно лаконичен и символичен,поэтому невозможно осуществить механический перевод путем подстановкислово в слово. Представление о непревзойденности Корана со временемоформилось в мусульманское правило "и'джаз", или невозможность,согласно которому человек не в состоянии воспроизвести Божественныйстиль Корана, ибо каждая такая попытка обречена на неудачу. Необходимотакже помнить, что первоначально Коран был ниспослан правоверныммусульманам в устной форме и что Священное Послание не предназначалосьлишь для чтения в тишине. С самых первых дней его читали вслух или,если быть точнее, - воспроизводили в мелодичной форме. В итоге былиоснованы несколько традиционных способов декламации, или произнесениянараспев Корана. Эти методики тщательно оберегали и сохраняли детальноразработанную науку декламации Корана - со всеми интонациями,модуляциями и акцентацией. Правильное произнесение было крайне важно,учеба этому искусству занимала годы: были основаны специальные школыдля того, чтобы ни одна ошибка не закралась в традиционные методыдекламации Корана. Во многом благодаря им текст Священного Послания былсохранен без единой ошибки или неточности. Поскольку рукопись, в видекоторой Коран был впервые запечатлен, представляла собой лишь согласнуюоснову слов, устная декламация была важнейшим элементом передачи текстапослания. Знание обстоятельств каждого откровенияпредставлялось очень важным для правильного его толкования, поэтому ещев самом начале истории ислама община пришла к заключению онеобходимости сбора как можно большего числа хадисов, или преданий ожизни и делах Пророка с тем, чтобы стало возможным правильное пониманиеКорана. Эти хадисы снабжали ученых не только знанием той историческойсреды, в которой ниспослались многие суры, способствуя таким образомточному объяснению запечатленного в них смысла, но и множествомдополнительной информации о жизни, деятельности и правовых нормахПророка и его сподвижников. Эти материалы сталиосновой того, что впоследствии назвали Сунной Пророка - дела, речи итакрир (невысказанное одобрение) Мухаммада. Вместе с Кораном Сунна,воплотившая в себе каноническое собрание хадисов, составила основуШариата, священного закона ислама. В отличие отзападных правовых систем шариат не делает различий между религиозными игражданскими делами; он является записью Божественного Закона, изатрагивает все стороны общественной, политической, экономической и религиозной жизни. Исламское право, таким образом, отлично от любойдругой правовой системы. Его отличие от церковного права заключается втом, что оно не управляется церковными иерархами. В исламе нет ничего,что могло бы быть соотнесено с "церковью" в христианском пониманииэтого слова. Вместо нее в исламе существует умма - община верующих,единство которых гарантируется священным законом. Каждый поступокправедного мусульманина, следовательно, определяется наставлениями,заключенными в Коране, прецедентами (делами и поступками) Пророка ипрактикой ранней мусульманской общины, бережно хранимых в шариате. Ниодно описание, тем не менее, не может в полной мере дать представлениеоб огромном значении Корана для мусульман. Объективно он представляетсобой основополагающую сущность исламской веры, Слово Божье, последнееи совершенное откровение, основу исламского права, источник исламскоймысли, языка и поступков. Коран есть сущность Ислама. Вместе с тем онимеет глубоко личное значение для каждого мусульманина. В бесконечных,не поддающихся описанию отношениях он является основополагающейсущностью жизни мусульман. В степени, едва ли постижимой на Западе, онопределяет и направляет полностью и совершенно, в общих чертах и вчастностях, мысли, чувства и ценности благочестивых мусульман напротяжении всей жизни от рождения до самой смерти.[/size]