Иран-ислам
Пятница, 17.05.2024, 14:38
Меню сайта

Категории каталога
Ислам [13]
Намаз, Дуа [9]
Намазы Имама Саджида [52]
54 намаза Имама Саджида 4-го имама.

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Мини-чат

Наш опрос
К какой религии Вы относитесь?
Всего ответов: 370

Главная » Файлы » Ислам

Введение, предшествующее изучению Корана
[ ] 11.09.2008, 12:24
Уникальная книга
Прежде чем читатель начнет изучение Корана, он должен усвоить тот факт, что это уникальная Книга, совершенно иная, чем те книги, которые человек обычно читает. В отличие от обычных книг, Коран не содержит информации, идей и аргументов, касающихся конкретных тем и изложенных в строгом порядке. Вот почему человек, не имеющий представления о Коране, при первом знакомстве с ним бывает озадачен, не находя там изложения его содержания, деления на главы и разделы, отдельного рассмотрения определенных вопросов и конкретных указаний относительно различных аспектов жизни, приведенных в определенном порядке. Напротив, это нечто такое, с чем он раньше не сталкивался и что не отвечает его представлению о книгах. Он обнаруживает, что эта книга обсуждает верования, дает указания, касающиеся морали, устанавливает законы, призывает людей к Исламу, увещевает неверующих, извлекает уроки из исторических событий, предостерегает, сообщает добрые вести, и все это превосходно связано между собой. Одна и та же мысль повторяется в различной форме, и одна тема следует за другой без всякой видимой связи. Иногда новая тема возникает по среди другой без какой-либо явной причины. Повествователь и те, к кому обращена речь, изменяются без предупреждения. Нет никакого намека на главы и разделы. Здесь говорится об исторических событиях, но они представлены не так, как в книгах по истории. Проблемы философии и метафизики рассматриваются иначе, чем в учебниках по этим предметам. О человеке и Вселенной говорится не тем языком, которым пользуются естественные науки. Точно так же он придерживается своего собственного метода при решении культурных, политических, социальных и экономических проблем и подходит к принципам предписаниям права совсем не так, как это делают социологи, законоведы и юристы. Способ, которым преподается мораль, не имеет аналогий в литературе по этому вопросу.
Вот почему неподготовленный читатель бывает озадачен и сбит с толку, видя, насколько все это противоречит его заранее сложившимся представлениям о книгах. У него складывается впечатление, что Коран - это книга, лишенная какого-либо порядка или взаимосвязи между его стихами, или последовательности изложения; что различные темы изложены в нем бессвязно; что, хотя он имеет вид книги, но на деле не является книгой в общепринятом смысле этого слова. В результате противники Корана выдвигают против него необычные возражения, а его современные последователи, отвергая сомнения и возражения, прибегают к необычным приемам. Они либо уходят в эскапизм, либо выдвигают странные толкования, дабы успокоить свой ум. Иногда они пытаются создать искусственные связи между стихами, чтобы объяснить их кажущуюся непоследовательность, а в качестве последнего средства они даже принимают теорию, согласно которой Коран рассматривает различные вопросы без какого-либо порядка или связи. Вследствие этого стихи отрываются от контекста, и создается путаница в их содержании.
Это происходит в том случае, когда читатель не принимает во внимание тот факт, что Коран - уникальная книга. В отличие от других книг, он не формулирует с самого начала предмет, который будет рассматривать, и цель, которую намеревается достигнуть. Его стиль и метод объяснения также полностью отличаются от обычных книг, и он не придерживается свойственного им порядка. И, прежде всего, это не книга "по религии" в том смысле, в каком это выражение обычно понимается. Вот почему, когда читатель подходит к Корану как к заурядной книге, он бывает несколько озадачен его стилем и манерой изложения. Он обнаруживает, что во многих местах ничего не говорится о предпосылках, и не упоминаются обстоятельства, при которых был ниспослан данный отрывок. В результате всего этого такой читатель не в состоянии полностью извлечь пользу из бесценных сокровищ, содержащихся в Коране, хотя изредка он может обнаружить там и сям отдельные жемчужины. Жертвами подобных сомнений становятся только люди, незнакомые с отличительными чертами Корана. Они видят, что различные темы рассеяны по всем его страницам, и им трудно понять его смысл. И более того, даже абсолютно ясные стихи кажутся и мне соответствующими тому контексту, в котором они находятся.
Читатель может быть избавлен от всех этих трудностей, если он будет заранее предупрежден, что Книга, которую он собирается изучать - единственная в своем роде во всем мире, что по своему литературному стилю она полностью отличается от всех других книг; что ее тема уникальна и что его ранее сложившиеся представления о книгах не могут помочь ему понять Коран. Более того, они могут даже стать помехой. Поэтому, прежде всего ему следует освободить свой ум от предвзятых представлений и познакомиться с отличительными чертами Корана. Тогда и только тогда он сможет понять его.
Чтобы глубоко понять Коран, необходимо знать природу этой Книги, ее основную идею, ее замысел и цель. Читатель также должен быть хорошо знаком с ее стилем, терминами, которые там употребляются, и методом ее объяснения различных вещей. Он должен также иметь в виду предпосылки и обстоятельства, при которых был ниспослан данный отрывок.

Божественное Наставление
Прежде всего, читатель должен понимать истинную природу Корана. Независимо оттого, верит данный человек в то, что это книга, ниспосланная свыше, и лине верит, он должен принять в качестве исходной точки утверждение, высказанное самим Кораном и принесшим его Мухаммадом, что в нем -Божественное Наставление.
Господь Вселенной, ее Создатель, Господин и Владыка создал человека и наделил его способностью учиться, говорить, понимать и отличать верное от ложного и добро от зла. Он даровал ему свободу выбора, свободу воли, свободу действий и дал ему право владеть и пользоваться окружающими его вещами. Короче говоря, Он даровал ему нечто вроде автономии и назначил его Своим Наместником на Земле, и повелел ему жить в соответствии со Своим Наставлением.
Когда Господь Вселенной назначал человека Своим наместником, Он предостерег его очень ясно и точно, не оставляя в для него места сомнению, относительно того, в каких отношениях он должен находиться с Ним.
После такого предостережения Хозяин Вселенной послал Адама и Еву /мир им/, первых людей, на Землю и дал им наставление, в соответствии с которым они и их потомки должны были жить в этом мире. Таким образом, двое первых людей не были созданы невежественными и темными, им был дан очень ясный и яркий Свет и Закон, которому они должны были следовать. Это был Ислам /покорность Аллаху/.Прежде чем покинуть этот мир, они сами поступали таким образом, и учили этому своих детей и детей своих детей, и призывали их жить так, как положено мусульманам /покорным слугам Аллаха/. Но в последующие столетия люди постепенно отклонились от этого прямого жизненного пути/Ислама/ и пошли другими извилистыми путями. Они не только утратили Наставление вследствие своей нерадивости, но и исказили его вследствие своей греховности. Они приписывали другим свойства и возможности Аллаха и ставили других рядом с Ним в качестве богов, и присваивали другим Его права. Они изобрели различные виды религий /жизненных путей/, смешивая всяческие суеверия, неверные теории и ложные философские системы с тем Наставлением, которое было дано Аллахом. Они отвергли верные, справедливые и нравственные принципы, преподанные Аллахом, или исказили их, и создали такие законы, которые согласовывались бы с их предубеждениями и страстями, и наполнили Землю Аллаха хаосом и беззаконием.
Несмотря на столь печальное положение вещей, Аллах не пожелал принуждать этих безнравственных людей следовать по Верному Пути, ибо это противоречило бы той ограниченной свободе действий, которую Он даровал человеку; Он не пожелал также уничтожить их тотчас же, как только возник мятеж против Него, ибо это не соответствовало бы правилам, установленным для испытания в этом мире. Вместо этого Аллах взял на Себя задачу с самого начала жизни человека на Земле посылать ему Свое Наставление на протяжении срока его жизни, предоставляя ему возможность следовать или не следовать этому Наставлению. В соответствии с этим Он принял меры, дабы наставить человечество, и из среды самих людей назначил Своих Посланников, и даровал им знание Истины и Верного Пути в жизни. На них была возложена миссия - призывать людей на Верный Путь, от которого они отклонились. Сами Посланники верили в Аллаха и поступали согласно Наставлению, полученному ими от Него. Они были избраны из различных наций в различных странах, и тысячи их были посланы на протяжении тысяч лет. У всех у них была одна и та же религия, основанная на Единственности Бога и признании существования Мира иного. Все они направляли на тот самый жизненный путь, который был указан первому Человеку в самом начале его жизни в этом мире. Все они следовали одному и тому же Наставлению, то есть фундаментальным и вечным принципам морали и культуры, предписанным первому Человеку с самого первого дня его жизни. На них всех была возложена одна и та же миссия - призывать всех людей к одному и тому же Наставлению и объединять их в одну общину. Все те люди, которые откликнулись на их призыв, стали одной общиной, считавшей своим долгом следовать Божественному Наставлению и всеми силами стремиться утверждать его и охранять от любых посягательств.
Эти Посланники, каждый в свое время, превосходно выполнили возложенную на них миссию. Но, к сожалению, большинство людей не было склонно ответить на их призыв, и даже те, кто присоединился к их общине, постепенно совратились. Дело дошло до того, что некоторые общины полностью утратили Наставление, а другие - вносили изменения в Заповеди Аллаха и смешивали их с лживыми россказнями.
Тогда Господь Вселенной направил Мухаммада в качестве Своего последнего Посланника,чтобы он выполнил ту же миссию, для которой были направлены Посланникидо него. Он распространил своё обращение на всех людей, включая исовратившихся последователей предыдущих Посланников, и призвал их идтипо Верному Пути. Он объединил всех тех, кто принял БожественноеНаставление, в единую общину, что, в свою очередь, требовалось, дабывосстановить ее коллективный образ жизни, основанный на Наставлении, иприложить все силы для исправления мира, сбившегося с пути. Коран,который был ниспослан Мухаммаду, - Книга, содержащая этот Призыв и этоБожественное Наставление.

Основная тема
Теперь,когда мы узнали природу Корана, нам легче определить предмет егорассмотрения, его основную тему, его цель и предназначение.
ПРЕДМЕТ, который он рассматривает, - это ЧЕЛОВЕК: он обсуждает аспекты его жизни, ведущие либо к подлинному успеху, либо к неудаче.
ОСНОВНАЯ ТЕМА,проходящая через весь Коран, - раскрытие Сущности и призыв коснованному на ней Верному Пути. Он провозглашает, что Сущность - та жесамая, которая была ниспослана Самим Аллахом Адаму при назначении тогонаместником, и всем Посланникам после него, и что Верный Путь - тот жесамый, на который звали все Посланники. Он также подчеркивает, что всепротиворечащие этой Сущности теории, изобретены людьми относительноБога, Вселенной. Человека и его взаимоотношений с Богом и Его другимисозданиями, ложны, и все жизненные пути, основанные на них, ошибочны иведут к гибельным последствиям.
ЦЕЛЬ и ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕоткровений свыше - призвать Человека на этот Верный Путь и яснопредставить Наставление, которое он утратил вследствие своейнебрежности или извратил вследствие своей греховности.
Есличитатель усвоит эти три основополагающих момента, он увидит, что в этойКниге нет ни несообразностей в стиле, ни разрывов в последовательностирассуждений, ни отсутствия взаимосвязи между отдельными вопросами. Всущности, в этой Книге нет ничего такого, что не было бы связано с ееПредметом, ее Основной Темой и ее Целью. С самого ее начала и до концаразличные рассматриваемые в ней вопросы настолько тесно связаны с ееОсновной Темой, что их можно уподобить прекрасным драгоценным камням,образующим, несмотря на различия в цвете и размерах, единое ожерелье.
Коранвсе время имеет в виду одну и ту же цель, излагает ли он историюсотворения Земли, или Небес, или Человека, рассказывает ли о явленияхВселенной или о событиях человеческой истории. Поскольку предназначениеКорана - наставлять Человека, а не обучать его Естествознанию, илиИстории, или Философии, или каким-либо другим наукам или искусствам, они не занимается этими предметами. Единственное дело, которым он занят,- это раскрывать Сущность, устранять заблуждения и ложные концепцииотносительно нее, внедрять Истину в умы, предупреждать людей опоследствиях неверного поведения и призывать человечество к ВерномуПути. Это же относится и к критике верований, систем морали, поступковлюдей и общин, обсуждения проблем Метафизики и т.п. Вот почему онутверждает, рассматривает или цитирует что-либо только в том объеме,который соответствует его целям и намерениям, и оставляет в сторонененужные и не имеющие отношения к делу подробности, снова и сновавозвращаясь к своей Основной Теме, вокруг которой вращаются все другиевопросы. Если изучать Коран в этом ключе, не останется никаких сомненийв том, что весь он представляет собой строго обоснованноедоказательство и что на протяжении всей Книги непрерывно прослеживаетсяединая тема.

Мекканские суры
КогдаПророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было ведено начать своюмиссию в Мекке, Аллах ниспослал ему такие указания, которые требовалисьдля его собственной подготовки к великой работе, порученной ему. Корантакже сообщил основные сведения о Сущности, дал краткий ответ на широкораспространенные заблуждения, сбившие людей на неверный жизненный путь,и призвал их принять основополагающие принципы морали и занятьединственно правильную позицию, ведущую к успеху и благосостояниючеловечества.
Эти ранние послания состояли изкоротких и четких фраз и были изложены доходчиво и выразительно, чтобысоответствовать вкусам тех людей, к которым они были первоначальнообращены. Великолепный литературный стиль этих посланий был такимтрогательным, что он дошел до самого их сердца. Они были настолькопленительны, что привлекли своей красотой и изяществом вниманиеслушателей, которые стали их повторять. Хотя в этих посланияхпровозглашались всеобщие истины, им был придан местный колорит, и в ихподдержку приводились такие доводы, примеры и иллюстрации, с которымипервые слушатели были хорошо знакомы. Чтобы эффективно воздействоватьна таких слушателей, эти ранние обращения ограничивались их собственнойисторией, их традициями, их памятниками, их верованиями, ихнравственностью и их греховным поведением.
Этаранняя стадия движения продолжалась примерно четыре года, и врезультате немногие добродетельные люди приняли его послание, иобразовали ядро будущей Мусульманской Общины. Но подавляющеебольшинство курайшитов стали сопротивляться этому посланию, думая, посвоему невежеству, что оно причиняло большой ущерб их законныминтересам и вожделениям и старым традициям их праотцев. Однако посланиеКорана продолжало распространяться и достигло других кланов.
Тогдадвижение вступило в свою вторую стадию, которая длилась примерно девятьлет, и началась ожесточенная борьба против старого порядка. Не толькокурайшиты, но и большинство их сторонников поднялись, чтобы с помощьюлюбых видов оружия убить это движение или хотя бы сдержать его. Ониизобретали ложные слухи, выдвигали обвинения и выдумывали пустячныевозражения против него. Они распространяли подозрения и сомнения, чтобыотвратить от него простых людей. Они препятствовали посторонним слушатьПророка и причиняли тем, кто принял Ислам, всевозможные страдания. Ониподвергали мусульман социальному и экономическому бойкоту, чтобызапугать и покорить их. Преследования стали настолько невыносимыми, чтонекоторым из мусульман дважды приходилось покидать свои дома иотправляться в Абиссинию, и, в конце концов, все они должны былипереселиться в Медину. Но, несмотря на преследования и препятствия.движение продолжало распространяться. В Мекке почти не было дома илисемьи, где бы хоть один человек не принял Ислам. Это, естественно,вселяло горечь в сердца противников Ислама. Преследования становилисьеще более ожесточенными, когда они видели, что их собственные братья,племянники, сыновья, дочери, сестры и другие родственники принялиИслам, стали его верными и надежными сторонниками и были готовызащищать его даже ценой своей жизни.
Стимулом дляразвития движения был также тот факт, что оно привлекало лучших людейиз своего народа, которые, приняв Ислам, становились воплощениемдобродетели. Поэтому мир не мог не видеть морального превосходствадвижения, столь глубоко преобразовывавшего характеры своихпоследователей.
На всем протяжении этой долгой иожесточенной борьбы Аллах продолжал ниспосылать, в соответствии стребованиями момента, вдохновляющие послания, которые чрезвычайносильно влияли на мысли и поведение слушателей. С одной стороны, этипослания наставляли мусульман относительно их важнейших обязанностей,вселяли в них дух верности и преданности, объединяя их, как членовМусульманской Общины, учили благочестию, высокой нравственности ичистоте характера, готовили из них настоящих миссионеров Ислама. Сдругой стороны, эти послания утешали, успокаивали и ободряли мусульманобещаниями успеха в этом мире и вечного блаженства в Мире ином. Онитакже побуждали их приложить на пути Аллаха все усилия, всю стойкость,выносливость и храбрость. Мусульмане в такой степени проникались духомсамопожертвования в этом благородном деле, что они были готовыперенести любые невзгоды и преодолеть самое ожесточенное сопротивление.В то же время эти послания предостерегали тех, кто противился движению,и тех, кто был равнодушен к нему. Здесь в качестве доводов приводилисьпримеры из истории соседних народов. Внимание слушателей привлекалось кразвалинам поселений, мимо которых им случалось проходить во времясвоих путешествий: эти развалины служили наглядным уроком. Их призывалирассматривать явления природы, которые они видели днем и ночью на землеи в небесах, как доказательства Единственности Бога и неизбежности Мираиного.
Ранние послания показывали кощунствоидолопоклонников, придание ими сотоварищей Аллаху и их поклонениестарым обычаям достаточно живо, чтобы убедить всех беспристрастныхлюдей в их ошибке. Они опровергали ложные представления этих людей,считавших, что они не зависят от Бога и могут не считаться с Ним и сМиром иным, доводами настолько ясными, чтобы не оставить никакогосомнения в их сердцах и умах. Всякое сомнение было рассеяно, на любойвопрос давался ответ, и все сложности и ловушки, в которых онизапутались сами и куда вовлекали других, - были разгаданы и объяснены.Короче говоря, эти послания ясно и убедительно доказали, что прежниеобычаи были основаны на невежестве и полностью лишены смысла. Наряду сэтим неверующих упрекали за их аморальность, неправильный образ жизни,невежественные привычки, за их сопротивление Истине и преследованияверующих. В этих ранних посланиях также выдвигались те основополагающиепринципы нравственности и культуры, которые всегда были общепризнаннымии всегда составляли основу просвещенной Божественной цивилизации.
Напротяжении Meкканской стадии движения произошел ряд перемен. Онораспространялось все шире и шире день ото дня, и в той же мереусиливалось сопротивление ему. Вскоре оно вступило в контакт с людьми,придерживавшимися различных верований и различного образа жизни, чтопородило новые проблемы. Поэтому в послании стали рассматриваться иразличные новые вопросы. Это и объясняет их отличия по стилю от болееранних сур.
Таковы предпосылки сур, которые были ниспосланы на протяжении тринадцати лет жизни в Мекке.

Мединские суры
Послетринадцати лет мужественной борьбы в Мекке исламское движение обрелоновый центр в Медине, где стало возможным собрать всех егопоследователей из различных частей Аравии, объединить и укрепить их.Таким образом, Пророк и большинство мусульман переселились в Медину.
Здесьдвижение вступило в свою третью стадию, и условия полностью изменились.Теперь, когда мусульманская община смогла основать регулярноегосударство, за этим последовало вооруженное столкновение спредставителями старого порядка, основанного на невежестве. Кроме того,с ним в конфликт вступили евреи и христиане, хотя они тоже считали себяпоследователями Пророков. Движению также приходилось иметь дело сразличными лицемерными "мусульманами", которые, так или иначе,присоединились к нему. Но, несмотря на все эти препятствия, движениесумело, после десяти лет упорной борьбы, покорить всю Аравию, и теперьмогло распространить свой всеобщий призыв к преобразованиям наокружающий мир.
Поскольку и на этой стадии произошелряд изменений, и каждый раз изменившаяся ситуация была связана сосвоими проблемами, Аллах ниспосылал Пророку такие дискурсы (логическиобусловленные сообщения), которые требовались для каждого конкретногослучая. Вот почему некоторые из них были пламенными предостережениями,а другие имели форму монаршихуказов. Одни применяли подход учителя,наставника и реформатора и обучали принципам и методам организацииобщины, построения государства и создания должного уровняцивилизованности для руководства различными житейскими делами. Другиеуказывали, как надо вести себя по отношению к лицемерам или кневерующим, находящимся под защитой исламского государства. Далее, внекоторых из этих посланий мусульман учили, какими должны быть ихотношения с людьми Писания, с воюющими державами, со своими союзниками.В других их учили, воспитывали и наставляли, как им следует выполнятьсвои обязанности наместников Господа Вселенной. Некоторые давалиуказания для их наставления, предостерегали против свойственных имслабостей и побуждали жертвовать своей жизнью и имуществом на путиАллаха. Другие преподавали моральные уроки, которые были необходимы вчас поражения и победы, несчастья и процветания, войны и мира. Корочеговоря, они учили мусульман выполнять миссионерскую работу пораспространению Ислама в качестве преемников Пророка. Некоторые жепослания призывали людей Писания, лицемеров, неверующих и богохульниковк Исламу, или порицали их за жестокосердие, или предупреждали обуготованной им гибели, или упрекали за пренебрежение уроками прошлого,чтобы они ничем не могли оправдать свою приверженность к неверномуобразу жизни.
Таковы предпосылки сур, ниспосланных втечение десяти лет в Медине. Совершенно очевидно, что по своему стилюони не могут не отличаться от Мекканских сур.

Стиль

Изтого, что рассказано выше, должно быть ясно, что ниспослание Корана началось одновременно с началом исламского движения и продолжалось втечение двадцати трех лет. Отдельные части Корана были ниспосланы всоответствии с требованиями различных фаз движения очевидно поэтому,что такая книга не может иметь того единообразия стиля, которымхарактеризуются обычные книги по религии и т.п. Следует такжеучитывать, что различные части Корана, как длинные, так и короткие, вовремя их ниспослания не предназначались для публикации в виде брошюр,они должны были распространяться в виде сообщений тем, кому они былиадресованы. Поэтому они не могли обладать стилем письменной работы,более того, аудитория, к которой они были обращены, отличалась отаудитории, присутствующей на лекциях профессоров, так что их стиль,естественно, должен отличаться и от стиля таких лекций. На Пророка былавозложена особая миссия, и ему приходилось в ходе выполнения этоймиссии апеллировать и к эмоциям, и к интеллекту, иметь дело с людьмиразличного склада ума, находить выход из самых различных ситуаций.Такой человек должен делать все необходимое .для того, чтобыраспространить послание и руководить движением. Он должен внедрять всознание людей различные аспекты своего послания, чтобы изменить мирустоявшихся идей, и апеллировать к чувствам и эмоциям, чтобыпротиводействовать силам противников. Он должен также учить иисправлять своих последователей, вселять в них решительность исмелость, опровергать доводы противников и показывать их моральныеслабости, и так далее. Вот почему стиль дискурсов, которые Аллахниспосылал Своему Посланнику, должен был быть таким, чтобысоответствовать требованиям движения. Поэтому ошибочным было бы искатьв дискурсах Корана стиль обычной книги или университетской лекции.
Этимтакже объясняется, почему в Коране снова и снова повторяются одни и теже вещи. Миссия и движение, естественно, требуют, чтобы здесь былипредставлены только те моменты, которые нужны на конкретной стадии, ичтобы ничего не говорилось о том, что понадобится на следующей стадии.Вот почему одни и те же темы повторяются снова и снова, пока движениеостается на одной и той же стадии, независимо от того, продлится этомесяцы или годы. Конечно, они формулируются по-разному, ивысказываются, чтобы избежать монотонности, и излагаются прекрасным ивозвышенным языком, дабы они были действенными и впечатляющими. Далее,в соответствующих местах Коран повторяет свой символ веры и основныепринципы, чтобы движение сохраняло свою силу на всех стадиях. Вотпочему те суры, которые были ниспосланы на определенной стадиидвижения, в основном рассматривают одни и те же темы, хотя, конечно, вразличных словах и в разных формах. Кроме того, все суры Коранасодержат упоминание о символе веры, т.е. о Единственности Аллаха, Егоатрибутах, Мире ином и ответственности, наказании и награде,Пророчестве, вере в Писание и т.д. Все они учат богобоязненности,стойкости, терпению, вере и упованию на Аллаха, и тому подобному,поскольку всеми этими добродетелями нельзя пренебрегать ни на какойстадии движения. Если бы одна из этих основ хоть чуть-чуть ослабела,исламское движение не могло бы прогрессировать в своей истиннойсущности.

Порядок
Ответна вопрос, почему суры Корана располагаются не в тойпоследовательности, в какой они были ниспосланы, также станет ясным,если немного подумать над этим в свете различий между мекканскими имединскими сурами. Этот вопрос тоже важен, поскольку его использоваливраги Ислама, чтобы создавать неверное понимание Корана и делатьнелепые предположения относительно нынешнего расположения сур.
Они считают, что "последователиМухаммада опубликовали его, не придерживаясь никакого видимого порядка,хронологического или иного; они просто, по-видимому, старалисьпоставить первыми самые длинные суры..."
Подобныепредположения основаны на полном незнании мудрости, лежащей в основепорядка Корана. Хотя он предназначался быть Книгой на все времена,ниспосылался он по частям на протяжении двадцати трех лет всоответствии с нуждами и требованиями различных фаз, через которыепроходило исламское движение. Очевидно, что последовательностьоткровений, которая удовлетворяла постепенную эволюцию. движения, ни вкоей мере не могла быть удовлетворительной после завершения Корана. Тутуже требовался иной порядок, соответствовавший изменившимся условиям.На ранних стадиях движения Коран обращался к людям, совершенноневежественным в отношении Ислама, и поэтому, естественно, преждевсего, он должен был преподать им основополагающие принципы Веры. Нопосле своего завершения Коран уже имел дело главным образом с теми, ктопринял Ислам и образовал общину, дабы выполнять работу, возложенную наних Святым Пророком. Очевидно, что порядок завершенной Книги должен былотличаться от ее хронологического порядка, с тем, чтобы удовлетворятьтребования мусульманской общины на все времена. Прежде всего, Корандолжен был досконально ознакомить мусульман с их обязанностями,касающимися упорядочивания их жизни. Он должен был также подготовить ихк тому, чтобы они несли его послание в окружающий мир, ничего незнавший об Исламе. Он должен был также предостеречь их, рассказав огрехах и пороках, которым предались последователи прежних Пророков,чтобы они были настороже и остерегались этого. Поэтому в начале Корананужно было поставить Аль-Бакара и тому подобные Мединские суры, а неАль-Алак и другие Мекканские суры.
В этой связиследует иметь в виду еще вот что. В соответствии с замыслом Коранасуры, рассматривающие сходные вопросы, не должны быть собраны вместе.Дабы уберечься от односторонности на всех стадиях изучения, необходимо,чтобы Мекканские суры были поставлены между Мединскими, и чтобыМединские суры следовали за Мекканскими. Также было необходимо, чтобысуры, ниспосланные на самых ранних стадиях движения, находились средитех, которые были ниспосланы на более поздних стадиях, и таким образомперед читателем всегда стояла бы цельная картина завершенного Ислама. Вэтом заключена мудрость нынешнего порядка.
Следуеттакже отметить, что суры Корана были размещены в нынешнем порядке непреемниками Пророка, а им самим, под руководством Аллаха. Всякий раз,как ему была ниспослана сура, он посылал за одним из своих писцов,диктовал ему эту суру слово в слово и указывал, что ее следуетпоместить после такой-то суры и перед такой-то. И точно так же вслучае, если это был дискурс, отрывок или стих, который не должен былобразовывать самостоятельную суру, он указывал точное место, куда егоследует поставить в той суре, частью которой он должен быть. Далее, онобычно читал Коран во время Салата /предписанных молитв/ и велел своимСподвижникам запоминать его и читать в том же порядке. Таким образом,является установленным фактом, что суры Корана были размещены внынешнем порядке в тот же день, когда Коран был завершен, и темчеловеком, кому он был ниспослан, под руководством Того, кто ниспослалего.

Составление
Аллах, Который ниспослал Коран, Сам позаботился об его невредимости и сохранности.
Как только ниспосылался какой-нибудь отрывок из Корана, его сразу же записывали на листьях финиковой пальмы, коре деревьев, костях и т.п.под диктовку Пророка, и все эти отрывки складывалась в мешок. Крометого, некоторые из его Сподвижников сами записывали эти отрывки длясобственного употребления. В то же время мусульмане заучивали этиотрывки на память, потому что они должны были произносить их во времяСалата, который был обязательным с самого начала Ислама.
Хотямногие Сподвижники заучили на память весь Коран при жизни Пророка, онне был собран в виде книги. Но сразу же после его смерти произошлособытие, которое сделало такую работу необходимой. Разразилась буряотступничества, и многие Сподвижники, отправившиеся на войну, чтобыподавить ее, были убиты. В числе мучеников были, и некоторые из тех,кто хранил в памяти весь Коран. Тогда Хадрат Умар понял, что надопредпринять неотложные меры, дабы уберечь Коран неприкосновенным, в егопервоначальной форме, от любой опасности, и что неразумно целикомполагаться на тех, кто выучил его на память. Поэтому он заявил, что егонеобходимо записать в виде книги, подлинность которой будетгарантирована. Он постарался убедить в необходимости такого шага ХадратАбу Бакра, который сначала колебался, надо ли предпринимать дело, непредпринятое Пророком, но после некоторых споров согласился. И онвозложил эту задачу на Хадрат Зайда бин Сабита, который сначала тожеколебался, как и Хадрат Абу Бакр, и по той же причине, но потом он далсебя убедить и взялся за эту историческую работу.
Надосказать, что он наилучшим образом подходил для такой работы. Он частослужил Пророку в качестве писца и был одним из тех Сподвижников, ктоузнал Коран непосредственно от него. Более того, он присутствовал,когда Пророк прочел весь полный Коран ангелу Гавриилу. Итак, былиприняты меры, чтобы собрать и свести вместе все записанные отрывкиКорана, оставленные Пророком, и те, которые принадлежали его Сподвижникам1.Затем в сотрудничестве с теми Сподвижниками, которые слово в словознали на память весь Коран или какую-либо его часть, все записанныеотрывки сравнивались между собой для сверки. Хадрат Зайд вносил текст всвою рукопись только в том случае, если все три источникасогласовывались друг с другом. Таким образом, был составлен одинверный, подлинный и полный экземпляр. Этот полный экземпляр Корана,подлинность которого была несомненна, хранился в доме Хадрат Хафсы/дочери Хадрат Умара и одной из жен Пророка /, и было объявлено, чтокаждый желающий мог снять с него копию или сравнить с тем экземпляром,который у него был.
Что касается последовательностисур, Зайд придерживался того же порядка, которого придерживался самПророк, ибо он не мог и не стал бы придерживаться никакого другого. Онпридавал такое значение тому, чтобы следовать Пророку во всех егоделах, что поначалу колебался, браться ли за составление Корана, тольколишь потому, что это не было сделано при жизни Пророка. Поэтомунеправильно думать, будто суры были размещены в существующем порядкепосле смерти Пророка. Уже тот факт, что Пророк дважды прочитал весьКоран перед Гавриилом во время последнего Рамадана2в своей жизни, неоспоримо доказывает, что он должен был придерживатьсякакого-то определенного порядка. И мы уже цитировали предание, изкоторого следует, что Хадрат Зайд присутствовал при втором из этих двухпоследних чтений. Точно так же Сподвижники, заучившие на память весьКоран, бесспорно, должны были придерживаться какого-то порядка, а этоне мог быть никакой иной порядок, кроме того, которого придерживался икоторому учил Пророк.

Различие в диалектах
Хотя арабский язык был общим языком для всей Аравии, между разными областямии племенами существовали некоторые различия в диалектах.
Поочевидным причинам Коран был ниспослан на диалекте мекканскихкурайшитов. Однако арабам, жившим в различных частях страны, поначалуразрешалось, удобства ради, читать его в соответствии с диалектом ихсобственного клана или района, но это не было связано с изменением егосмысла. Когда же Ислам распространился за пределы Аравии, и арабы вошлив контакт с неарабскими мусульманами, арабский язык постепенно сталиспытывать влияние своего нового окружения. Тогда возникло опасение,что различные диалекты Корана могут привести к различным неприятностями вызвать споры среди людей, пользующихся разными диалектами. Они дажемогли бы обвинять друг друга в искажении текста Корана. Более того,существовала опасность, что чистый и прекрасный арабский язык Коранаможет быть изменен или переделан теми арабами, которые вступили вконтакт с не-арабами. Поэтому халиф Усман, посоветовавшись с другимиСподвижниками Пророка, решил, что весь мусульманский мир долженпользоваться только копиями Корана, составленными по приказу Хадрат АбуБакра, а использование других копий должно быть запрещено. В качествемеры предосторожности он велел сжечь все остальные имевшиеся копии,чтобы исключить всякую возможность путаницы и неразберихи в будущем.
Например,некоторые Сподвижники записывали на полях своих экземпляровпояснительные слова и комментарии, и было опасение, что их могутспутать с подлинными словами Корана. Хотя в то время подобнаявозможность не существовала, однако это был акт мудройпредусмотрительности - сжечь все другие копии и тем самым обезопасить ипредохранить Коран от любых возможных изменений.
Коран,которым ныне пользуются во всем мире, - это точная копия того Корана,который был составлен по приказу Хадрат Абу Бакра и копии которого былиофициально разосланы Хадрат Усманом в разные места. Даже сейчас многиеочень старые копии можно найти в больших библиотеках в разных частяхсвета, и если у кого-то есть сомнение в том, что Коран сохранился целыми невредимым и не подвергся никаким изменениям и правкам, он можетсопоставить любой экземпляр Корана с любой из этих копий и лично в этомудостовериться. Более того, если человек купит экземпляр Корана укниготорговца, скажем, в Алжире, на западе, и сравнит его сэкземпляром, купленным, например, на Яве, на востоке, то он увидит, чтоони полностью совпадают друг с другом, а также с копиями Корана,сделанными во времена Хадрат Усмана. Если и тогда в его душе останетсякакое-то сомнение, ему можно посоветовать взять экземпляр Корана влюбом месте на свете и попросить любого человека, одного из м

Категория: Ислам | Добавил: iran-islam
Просмотров: 1043 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024